Конструктор КамАЗа защитит свою честь в суде
1 апреля 2004 года

Вчера „Коммерсантъ“ сообщил об увольнении ведущего конструктора ОАО «КамАЗ» 52-летнего Игоря Смирнова. Господин Смирнов занимал должность главного конструктора по автомобильным двигателям и спецтехнике Департамента развития и внедрения новых разработок (ДР и ВНР). За 30 лет своей работы на камском автозаводе ему приходилось конструировать основные компоненты автомобиля «КамАЗ-6512». Имеет 20 изобретений и патентов, внедрение которых принесло экономический эффект в 30 млн руб.
По версии службы безопасности автозавода, заместитель главного конструктора Игорь Смирнов пытался лоббировать заключение контракта на поставку технологии и оборудования по маркировке запасных частей с неким ООО «Автекс». Обнаружив в составе учредителей «Автекса» сына господина Смирнова Александра, служба безопасности КамАЗа сорвала заключение сделки, а трудовой контракт с господином Смирновым 2 марта был расторгнут с формулировкой «по соглашению сторон». Как объяснил „Ъ“ директор ДР и ВНР Данис Валеев, в подчинении которого находился господин Смирнов, он нарушил условия контракта, по которому обязан был сообщить руководству, работниками или совладельцами каких компаний являются его родственники.
По мнению заместителя гендиректора предприятия по безопасности Ильдара Шамилова, сделка с «Автексом» могла нанести ущерб компании на 400 тыс. руб. Сообщение об этом было распространено пресс-службой ОАО «КамАЗ» по каналам российских информагентств.
Между тем вчера представитель ОАО «КамАЗ-Дизель», имевший отношение к заключению сделки с «Автексом», рассказал „Ъ“ о ее подробностях. По его словам, в прошлом году руководство завода двигателей заинтересовалось технологией маркировки известной английской фирмы Braddi, представителем которой в Москве выступает компания UMP, возглавляемая Дмитрием Майшулером. Именно он и рекомендовал набережночелнинскую фирму «Автекс» в качестве своего представителя. Стоимость заключенного договора составляла 12,6 тыс. евро (сюда вошла закупка оборудования и расходных материалов), однако после вмешательства службы безопасности КамАЗа оплата не была проведена. «Была дана команда “фас“ и мы, и остались без маркировки», — заявил источник.
Вчера уволенный конструктор заявил „Ъ“, что распространенные в отношении него сведения не соответствуют действительности. «Этими публикациями администрация КамАЗа пыталась бросить тень на мое имя», — подчеркнул он. Господин Смирнов изложил противоположную версию случившегося инцидента. «ОАО “КамАЗ“ остается единственным в России производителем автомобилей, чья продукция не имеет технической маркировки. Благодаря чему процветает “серый“ рынок запчастей. Этим обстоятельством сильно озабочено руководство ОАО “КамАЗ“ и его дочерние компании. В начале 2003 года администрация ОАО “КамАЗ-Дизель“ провела закрытый тендер по выбору поставщика оборудования на маркировку продукции, где победителем была названа фирма “Автекс“. «В январе этого года в состав ее учредителей вошел мой сын, о чем я сообщил в служебной записке, поданной тогда же в управление по кадрам ОАО “КамАЗ“. Сделанное признание сработало против меня: служба безопасности инициировала внутреннее расследование. Одновременно был издан приказ о вынесении мне выговора. Я думал, на этом разбирательство и закончилось. Но спустя некоторое время меня уволили, а в местной прессе стали появляться намеки на то, что я пытался протащить фирму сына». По словам господина Смирнова, он работал в материнской компании и не имел никакого отношения к деятельности дочерних подразделений. «В том, что мой сын является учредителем “Автекса“, нет состава преступления», — сообщил господин Смирнов. Он также сообщил, что действиями пресс-службы ОАО «КамАЗ» была сделана попытка опорочить его имя и теперь он намерен подать иск о защите чести и достоинства.
Сейчас господин Смирнов находится в Набережных Челнах и занят поисками работы. По его словам, он уже получил несколько предложений от российских автопроизводителей. В том числе и от Автоваза, где ему предложена должность конструктора.
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"